Поездка в Косово

Пишет автор, sevka1:
Сами понимаете, решение о поездке туда было тяжелым, у меня все таки ребенок есть) Но, посоветовавшись с женой и почитав форумы, было принято решение все таки поехать. Благодаря контактам мы еще из Белграда забронировали отель в Косовской Митровице (20 евро за номер + завтрак (!)) и договорились с Йованом (таксистом) о поездке в Косово.

Доехать до Митровицы просто — садишься на автобус в Белграде и через 7 часов прибываешь в туда, автобусы ходят каждые час-полтора. Дорога идет через Кралево, затем вдоль Ибара по местам необыкновенной красоты) Из автобуса видно крепость Маглич, памятник сербским солдатам, павшим в Первую Мировую войну, да и сама долина очень красива. Потихоньку подъезжаем к границе с Косово. Граница проходится легко — никаких прверок, просто водитель переговорил с погранцами на обоих сторонах и поехал дальше. Часа через потлора после границы доехали до Митровицы, по дороге стоят сербские села с православными храмами. Это еще сербская земля, около дороги стоят указатели до горных монастырей. Насколько я понял что жизнь в сербском Косово не регулируется никакими властями — ни сербскими, ни албанскими. На дорогах много машин без номеров, да и насколько я понял пьяными ездить тоже не чураются. Сама дорога хорошая, колдобин в российском стиле нет.

Сербский дом в Косово

В Митровице даже нельзя сказать что ты находишься в прифронтовом городе — по улицам в темное время суток гуляют молодые девчонки (лет 14-15), дети. Много ресторанчиков. Есть даже магазин ювелирных изделий))) Из достопримечательностей — крепость, Храм, отстроенный вместо сожженного албанцами храма на той стороне Ибара.
Есть еще памятник партизанам и памятник русскому консулу Григорию Щербину, убитому албанцами в 1903 году.
Ну мы заселились в отель (называется БеБе, находится на улице Лоле Рибара, напротив почты). Отель вполне приличный, но с тараканами)))) и немного погуляли по городу. Обстановка спокойная, русским рады (русским рады в Сербии в целом, как мы заметили, но в Косово рады особенно).

На следующий день с утра к нам приехал таксист Йован и мы поехали в Косово. Сам Йован серб, но живет в албанском квартале (правда, на «нашей» стороне Ибара) и у него на машине есть косовские номера, поэтому в сторону Приштины он может ехать без проблем. Йован сразу сказал чтобы переезжая через мост с постом KFOR мы не говорили ни слова по русски. Переехали через мост без проблем, наш провожатый что то сказал албанцам и мы поехали дальше.

На той стороне Ибара начинается сразу же другой мир. В албанской части много разрушенных и сожженных православных церквей, разбитых могил на сербских кладбищах, брошенных, разрушенных и разобранных сербских домов. Рядом с ними находятся новопостроенные албанские дворцы в стиле Подмосковья 90-х годов.

Еще один Сербский дом

Еще в албанской части Косова невероятно много мусора, целые кучи лежат вдоль дорог (даже в Приштине, не говоря уже о сельской местности).
Везде идет повсеместная вялотекущая стройка, много недостроенных домов, ветер вместе с мусором несет по улицам облака цементной пыли.
И надо всем этим реют албанские и американские знамена.

Косовский пейзаж

Периодически снуют конвои KFOR. Видели американцев, итальянцев, греков, немцев, чехов.
Мы проехали мимо Обилича, Косова поля (поселок такой).
В самом Косово Поле зашли в храм 1939 года постройки, как водится подпаленном албанцами. Видели фрески со святыми, расстрелянными из автоматов.
Злости, короче, набрались.

Косовский пейзаж

Потом поехали в Грачаницу (через сербские анклавы).
Там очень красивый монастырь, вокруг только сербы. Вздохнули спокойно))
Там же перекусили и поехали назад в Митровицу через Приштину.

Грачаница

В Приштине видели памяник Биллу Клинтону и маленькую статую Свободы на крыше отеля «Виктория».
Да, косовары совершенно не соблюдают правила.
Поехать на обгон по встречке через сплошную или на кругу поехать на третий съезд по прямой — в порядке вещей)) Вернувшись в серсбкое Косово мы еще поколесили по нему, ездили в Лепосавич и Баньску, смотрели на храм и горный монастырь соответственно.

Отель Виктория, Приштина

В Митровицу вернулись уже когда стемнело.
Для информации — такая поездка (с 10 утра до 17-30) вышла нам в 150 евро, считаю такую цену разумной. Йован много рассказывал и показывал, был как такой гид))) Да, к Газиместану мы не стали поъезжать, Йован сказал что это вызовет множество ненужных вопросов у охраняющих его КФОРовцев и албанских полицейских.

Вечером того же дня мы попали в гости к сербу Любашу и его жене Наташе из Крыма)))) Любаш как признал в нас русских в одном из кабачков Митровицы — сразу начал приглашать нас к себе домой и не успокоился, пока не поехали))) Ехал за рулем он, и, как водится в сербском Косово, пьяным.

На следующий день с утра мы опять встретились с Йованом чтобы поехать в Ниш. Дело в том, что автобус из Митровицы до Ниша идет в объезд через горы, через Копаоник и идет долго. Йован же предложил нам довезти нас до Мердаре, а там до Ниша и ближе, и гор нет. Мы согласились.
Доехали до Мердаре быстро, границу должны были переходить пешком. Йован ждал нас у границы, пока мы ее окончательно не перешли. Албанцы выпустили нас без проблем, хотели поставить свой штамп, но мы смогли отвертеться. Сербы же, увидем нас, сразу воодушевились и устроили полный шмон по вещам, задавали множество вопросов: как мы попали в Косово, как доехали до Мердаре, что делали, чем занимались.
Под конец задали вопрос «говорю ли я по русски?», на что я ответил вопросом «А говоришь ли ты по сербски?»)))) Ну и пропустили нас все же без лишних трудностей. На все вопросы я отвечал четко, внятно, да и всякие просербские майки и открытки с видами косовких храмов говорили в нашу пользу.
Дойдя до близжайшего села пешком мы застопили там дальнобойщика, на нем перегнали автобус, ехавший в Ниш, пересели в него — и мы в третьем городе Сербии! Ура!