Путешествие на Южный полюс

Поход на Северный полюс стал для меня одним из самых захватывающих путешествий, после которого захотелось попасть на Южный, и замкнуть земную ось с обеих сторон. Я уцепился за эту возможность и позвал в компанию Тему — он тоже мечтал туда попасть. Если Северный полюс был условно-экстремальным приключением — мы шли на ледоколе, было ощущение покорения стихии, — то путешествие на Южный обстояло иначе. Сорок часов перелетов туда и сорок обратно, с ночевками в Антерктиде и залах ожидания аэропортов. Это было не экстремально, а утомительно.

Наше путешествие началось из Долькабара, где мы с Темой собрались, съели по грильяте, попрощались с друзьями и уехали в аэропорт. Оттуда полетели до Мадрида (5 часов), затем до Сантьяго (еще 13,5 часов). Там пересели до Пуенто Монто (1,5 часа) и оттуда до Пунта Аренаса (2 часа). Между каждыми пересадками ждали по несколько часов.

В Пунта Аренасе заселились в гостиницу, откуда через день полетели в Антарктиду. Пунта Аренас — портовый город на Магеллановом проливе и многие экспедиции в Антарктиду начинаются из него. В первый день к нам приехали американцы — устроители путешествия — и проверили нашу экипировку. Они оказались очень дотошны в отношении порядка и правил.
26 фото © Сергей Доля

Я разложил всю экипировку на гостиничной кровати, гид посмотрел и сказал, что мне не хватает четырех вещей: горнолыжной маски от ветра, крема от солнца, третьих штанов и двух бутылок с большим горлышком — одну, чтобы из нее пить, вторую, чтобы в нее писать. Организоторы помешаны на экологии: нас предупредили, что если мы пописаем в снег, им придется вырезать кубометр льдины, вывезти ее в Чили и там утилизировать, чтобы ничего не нарушало первозданную чистоту Антарктиды…

Пришлось идти в город, докупать все необходимое:

Пунта Аренас небольшой городок, однажды я в нем уже был:

В городе можно часто увидеть машины с номерами — это маршрутки. Функции маршрутного такси в этом городе выполняют обычные легковушки:

Все урны и мусорки в Пунта Ареносе подняты на метр от земли, чтобы кошки и собаки не могли в них забраться:

Деревья в центре красиво подстрижены:

Внутри видно множество веток, которые регулярно обрезают, придавая дереву форму:

Первый брифинг. На нем нам рассказали о том, как мы полетим и где будем жить. Вообще, брифингов было множество, и большинство из них были посвящены экологии. Нам объясняли как себя вести на Южном полюсе, как чистить зубы, как есть и как спать. Если говорить коротко, смысл каждого брифинга сводился к тому, что человек должен оставить после себя в Антарктиде только следы на снегу.

На брифинге было две группы: первая летела к последней 89-ой параллели и добиралась оттуда до полюса на лыжах. Это примерно 100 с небольшим километров и десять дней пути. На них, кстати, тоже распространялось требование писать в бутылочки и тащить их на себе. Вторая группа, наша, летела к самому полюсу и состояла из 13 человек, 11 из которых были русскими. Южный полюс оказался крайне популярным направлением у русских туристов. Единственная компания, которая официально возит путешественников в Антарктиду — ALE Antarctic Logistics and Expeditions — отличные ребята, устраивают все ответственно и на высшем уровне. Мы все бронировали через их партнера в России компанию Special Travel Club:

Эта инфографика дает возможность оценить масштаб Антарктики — территория США легко в нее вписывается, и остается едва ли не столько же. С Пунта Аренаса мы летели четыре с половиной часов до лагеря в Антарктиде, потом оттуда еще пять часов до полюса:

У ALE можно было арендовать часть экипировки. Я заранее договорился на спальник, кто-то тем временем брал перчатки или штаны:

После брифинга мы вновь вышли прогуляться по городу. На центральной площади расположен памятник Магеллану. Вокруг очень много собак, причем, такую картину можно наблюдать в любом городе Чили. Просто какая-то собачья страна:

Рядом продают всякие сувениры:

Считается, что если поцеловать большой палец на ноге у Магеллана, то обязательно вернешься сюда снова. Тема целовать не стал, но пощекотал — статуя щекотки не испугалась:

Речка, судя по всему, когда-то наполняется водой:

Кроме бродячих собак, в городе есть и домашние:

Полицейские автомобили в решетках. Отверстие есть только на лобовом стекле перед водителем:

Центральная площадь. Красивое облако:

Следующим утром нас забрал автобус и повез в аэропорт. Я первый раз увидел автобус с дверью внутри салона. Сделано этого для того, чтобы не выпускать тепло (на улице прохладно):

У аэропорта небольшая конструкция, символизирующая полет на Южный полюс:

Наши вещи в аэропорту никто не проверял: как они были в автобусе, так и проехали. Нас попросили выйти и пройти через охрану, но чисто номинально — даже не проверили паспорта:

С нами летели ребята из клуба «Семь вершин». У альпинистов есть почетная традиция: покорить семь самых высоких вершин на семи существующих континентах. Участники клуба летели не на сам полюс, а на горный массив Винсен, который считается высшей точкой Антарктики:

После этого мы загрузились в Ил-76 и полетели…