Трекинг по горам Алтая - к подножию Белухи

Всем добрый день!

В прошлом году я уже писал о том как провел лето на Кольском полуострове, теперь хочу рассказать Вам про Горный Алтай. Выехали мы из Воронежа в Москву, где пересели на поезд Москва-Барнаул, а по прибытию в Барнаул пересели на автобус, который нас отвез в село Тюнгур (численность 397 человек!).

Маршрут наш лежал сначала до Аккемского озера, где мы должны были остановиться на несколько дней, потом переход через перевал Каратюрек, выход к Кучерлинскому озеру и возвращение домой.

Далее будет 45 фото и немного текста.

Алтайские горы представляют сложную систему самых высоких в Сибири хребтов, разделённых глубокими долинами рек и обширными внутригорными и межгорными котловинами.

Горная система расположена там, где сходятся границы России, Монголии, Китая и Казахстана.

Алтайский, Катунский заповедники и плоскогорье Укок в совокупности образуют объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, именуемый «Алтай — Золотые горы».

Переночевав на базе тур. клуба мы отправились в горы. Красоты начались сразу, чего только стоит переход через вот такую бурлящую реку:

По таким дорогам мы входили в горы. Как видите, дорога довольно накатанная — жилые поселки близко, поэтому местное население зарабатывает перевозками туристов и вещей до конкретных точек.

Основная ягода (по-крайней мере для нас) была Жимолость. Росла она практически везде, поэтому помимо обычного поедания ягод, мы из них варили компот.

Подобных речушек было довольно много. Они служили для нас как источником воды, так и местом где можно было обмыться. Вода довольно холодная, поэтому “купание” проходило как “зашел-вышел”, хотя заходить там было некуда: воды не набиралось даже по колено, поэтому приходилось сначала ложиться на спину, а потом на живот.

На следующий день мы продолжили свой путь к Аккемскому озеру и шли вдоль реки Аккем. Перед спуском к реке был памятник погибшим туристам, которых унесла река. Поток воды довольно сильный, поэтому нужно быть предельно аккуратным.

Стоит заметить, что было довольно много различных баннеров и вывесок, о том что мусорить здесь не стоит. Хотя, как вы сами понимаете, некоторым людям нет никакого дела до подобных вещей, поэтому мусора для таких мест там хватает.

Очередной переход через небольшие водопады. Посередине фотографии видны положенные бревна — по ним мы проходили водные преграды.

На очередной стоянке мы пошли фотографироваться и увидели вот такой интересный камень. Остается только предполагать, каким образом получилась такая щель?

Gutta cavat lapidem (Капля точит камень, хотя какая тут капля..)

Но основной красотой на этой стоянке был не просто камень, а целая гора-красавица Белуха (4509м), на который открылся прекрасный вид. Думаю откуда такое название догадаетесь сами. :)

Следующий день. И вновь таже река Аккем и прекрасные виды в сторону Белухи. Как видите картинка особо не меняется: слева течет река, справа — зеленка. В основном весь маршрут до Аккемского озера имел одинаковую картинку.

Хотя если смотреть вправо, где-то вверху можно было разглядеть водопады. :)

Мы уже приближались к назначенной точке, и стали открываться красивейшие пейзажи белоснежных гор. Перед Белухой расположено Аккемское озеро, которые имеет голубой цвет. Знаете почему? Голубая глина. Ответ для девушек: нет, с собой не привезли. :)

Очередной щит, который встретился у нас на пути.

Каждый может себя спросить в чем же красота гор. У каждого будут сотни ответов. Один из таких ответов для меня — как среди таких величественных созданий могут выбиваться на свет такие представители растительного царства. Мы увидели довольно много различных цветом, размещать все их я не буду, но эту фотографию пожалуй оставлю. :)

Наша сегодняшняя (и на ближайшие три дня) ночевка была на Аккемском озере. Весь день светило солнце, поэтому Природа нас порадовала прекрасным закатом, который нежно лег на гору. По самой Белухе проходит граница с Казахстаном, поэтому пограничники добавляют лишней бумажной волокиты туристам. Также из-за пограничной зоны есть проблемы с восхождением на гору, поэтому подобные мероприятия особо не афишируют.

На следующий день мы отправились поближе к подножию, но нас поймал несколько раз дождь с градом. Когда была возможность фотографировать — удалось заснять вид на Аккемское озеро. Где-то слева от озера стоял наш лагерь, а над лагерем сгущались тучи.

Удачных фотографий с подножия нет — все было в облачной дымке, местами моросил дождь, поэтому желания что-то фотографировать не было. Но на обратном пути распогодилось (может быть просто не хотела чтобы мы шли ближе к Белухи?), и, где-то вдали над лагерем светило солнце. Если присмотритесь — увидете людей )

А вот кстати часть Аккемского ледника. Отсюда начинается Аккемское озеро.Кстати, температура воды в Аккемском озере не превышает +4,5 °C.

Продолжаем свой спуск к лагерю. Погода радует, поэтому удается заснять более-менее неплохие пейзажи. Переход через реку по двум зафиксированным доскам.

На следующий день мы ходили в долину Ярла, к камню Рериха. Но больше всего понравился хребет Мать Мира. Как видите, судя по тому что смог найти в интернет — этот хребет включает в себя несколько горных пород, чем и обусловлен такой цвет.

Далее мы пошли в долину Семи озер. И снова цветы, которые растут на высоте ~2500 метров, серди камня и снега. Ну разве это не впечатляет?:)

Этими цветами усеяна целая поляна вдали. Есть предположение, что это Купальница или какой-нибудь горный ее вид.

Что касается самих озер, вот два из них. Расположены совсем близко, и даже по форме похожи, но цвета совершенно разные. Есть мнение, что каждое из озер символизирует Чакру, но может быть это только мнение.

Смотришь в другую сторону — а там лежит снег. Ну где еще так отдохнешь, чтобы летом можно было поиграть в снежки, поесть ягод и позагорать на солнце?:)

Мы спускаемся из долины, и среди кедровых веток открывается вид на лагерь. В первый день как мы встали — переходили вброд озеро, так как на этом берегу была проблема с дровами. Выше я уже писал, что температура озера не превышает +4,5 °C, поэтому ноги немели практически сразу.

Местный житель, которого крайне сложно было сфотографировать. Бурундуки довольно юркие, и гораздо шустрее наших белок.

Ах да, еще одна достопримечательность. Туризм в этих местах очень популярен, поэтому после дождя тропы не успеют засыхать. Более того, тропы периодически пересекаются с конными маршрутами, из-за чего дороги “убиваются” еще сильнее. Ну а если конь решил что ему пора сходить в туалет, то вряд ли он пойдет в кусты. :)

На следующий день мы собрали лагерь и пошли на перевал. Хочется заметить, что в пешие дни погода постоянно сопутствовала — практически всегда светило солнце. Вот еще один вид на хребет Мать Мира, как видите, он не только голубого цвета.

Где-то внизу справа с утра был наш лагерь, теперь только воспоминая о стоянке и набор высоты.

Местами приходилось спускаться вниз, чтобы потом подняться вверх. Но это того стоило — впереди наш ждали прекраснейшие виды перевала Каратюрек.

Перевал Каратюрек (переводится как Черное Сердце, высота 3060 м).Наш лагерь был внизу на 1000 метров, где-то за облаками…

А здесь небольшой цирк, в которое “влезло” облако и никак не могло “вылезти”.

Вот еще одна фотография с перевала. Кто-то из друзей, посмотрев на фотографию, вспомнил про игру Скайрим. Ну в общем-то да, чем-то точно похоже.

Сфотографировав алтайские красоты — мы отправились дальше. Впереди нас ждали кедровые стоянки.

Кедр одно из самых красивых и величественных деревьев, он считается священным, благородным деревом. В античные времена древесина кедра вместе с золотом и серебром считалась первоклассной военной добычей.

Еще один щит, на этот раз мы идем к Кучерлинскому озеру

Немного сбившись с тропы нам попались вот такие большие шишки. Кстати, сами шишки мы отваривали, после чего ели кедровые орехи.

А вот и само Кучерлинское озеро. Бирюзовый цвет воды, крутые скалистые утёсы, покрытые лесом склоны — всё это в сочетании с шумом падающей с уступов воды придает озеру неповторимую красоту и привлекает туристов со всего мира

А это еще одни представители местных жителей.

Простояв несколько дней у Кучерлинского озера, мы стали возвращаться обратно в Тюнгур вдоль реки Кучерла. Здесь тоже были памятники погибшим туристам (водникам), которые сплавлялись по реке.

Еще одна фотография с нашей стоянки. Фотография не передает всего пейзажа: где-то передо мной сама река разбивается на 3 части, а еще слева в нее впадает другая река. А уже на самой фотографии это выглядит как единое целое. Кстати, на месте, где стоял фотограф, после стала наша палатка.

А это петроглифы. Где-то выше над камнем было написано, что-то типа “ВДВ”, но вот конкретно это — петроглифы. Кстати, к ним делаются экскурсии, но честно сказать ничего впечатляющего вы не уведете.

Идем по обрыву. Справа растет земляника, которую под конец похода мы поели вдоволь.

Обрыв? Да, если мы захотим посмотреть назад, то увидим следующую картину.

Крайняя наша стоянка перед возвращением на базу тур. клуба. Как итог: прошли мы ~120-140км. Набирали высоту постепенно, с Тюнгура (850 м) до Каратюрека (3060 м).

Места очень красивые, поэтому любителям трекинга обязательно стоит посетить Алтай. Более того, наш маршрут — только часть прекрасного творения Природы в Горном Алтае, поэтому, я очень надеюсь, что я еще раз попаду в те края.