СНОВА ПОБЕДА! ГОНКА НА 163 КМ ПО ГОРАМ VIRGIL CREST 100

Ура! Финишировал меньше чем за 20 часов одну из моих самых любимых гонок на 100 миль (160 километров) «Virgil Crest 100» 21 сентября. И заодно стал первым спортсменом, которому удалось победить в этой гонке дважды. Страница с результатами здесь: www.virgilcrestultras.com/Results.aspx#

Несколько месяцев назад я решился приостановить свою карьеру финансового аналитика в крупной международной компании (после шести лет непрерывной офисной работы) и посвятить все свое время профессиональному спорту и обучению принципам здорового образа жизни. Я нашел формулу, которая позволила мне достичь идеального здоровья и сверх-выносливости. Теперь я хочу посмотреть чего возможно достичь в спорте если более серьезно заняться тренировками и подготовкой к соревнованиям.

Вот где все это происходило

Да, вот по тем лыжным склонам нам предстояло бегать более десятка раз.

Трасса VirgilCrest100 проходит в лесах северной части штата Нью-Йорк. Сорока километровый отрезок повторяется четыре раза (туда-обратно) и включает в себя несколько лыжных склонов на каждом круге. Суммарный набор высоты за гонку — 23000 футов (более 7000 метров).

По сравнению с прошлыми годами, маршрут в этот раз включал больше лыжных склонов и дополнительные два километра дистанции (163 км в сумме). Эта трасса заслуживает уважения и очень серьезной подготовки.

Профиль маршрута (80км, повторяется дважды).

Бег в гору по лыжным склонам перенапрягает икры и подколенные сухожилия. Бег вниз с крутой горы — ничуть не легче для мышц и суставов: колени и спина страдают тоже. И со всеми этими «горками», нужно еще найти в себе силы преодолеть всю 160-ти километровую дистанцию по лесным тропам.

В последние годы по разным причинам с дистанции этой 160-километровой гонки сходит более половины стартующих.

Вот как маршрут выглядит на 3D карте:

Моя первая попытка преодоления этого маршрута (в 2012 году) была довольно успешной.

Но в прошлом году мне пришлось выбыть из гонки после 140-ка километров из-за недостаточной подготовки и переохлаждения.

В этот раз я подготовился гораздо серьезнее и чувствовал себя более уверенно перед стартом этого маршрута, составленного опытным директором ультра-забегов Ином Голденом.

ПОДГОТОВКА:

Как вы можете себе представить, не просто готовиться к гонкам по крутым горным тропам живя в Манхеттене. Поэтому мне приходилось использовать каждую возможность в предыдущие пару месяцев для того, чтобы вырваться из города и тренироваться в парках Harriman и Bear Mountain в окрестностях Нью-Йорка (там, где проводятся известные моим читателям забеги North Face Endurance Challenge).

Жизнь в палатке возле горы. Как вам арбузы?

На пике тренировочных нагрузок я набегал 115 км в неделю, в основном по лесным тропам, с большим суммарным перепадом высот (бегал вверх-вниз по горе).

ГОНКА:

По предсказаниям популярного ультра-марафонского сайта Ultrasignup.com главным претендентом на победу был Себастьен Рульер — член сборной Канады по бегу на 100 км, и победитель нескольких серьезных сверх-марафонских гонок этого года. Себастьен усиленно готовился к чемпионату мира по бегу на 100 км Катаре (в ноябре), и перед нашим забегом находился в великолепной форме.

Себастьен Рульер

И конечно все взоры были нацелены на победителя прошлогоднего забега — Джима Блэндфорда. Я «сражался» с Джимом уже дважды на 160-километровой дистанции (2013 MMT100, и 2013 VirgilCrest100) и оба раза ему уступал. В этом году Джим провел отличный гоночный сезон с несколькими призовыми местами и одной крупной победой с рекордом трассы. С VirgilCrest100 Джим завершал свой гоночный сезон до следующей весны.

Джим Блэндфорд

К старту готов!

На старте:

Погода была отличной, и все лидеры приняли довольно быстрый темп с самого старта. Первые несколько часов Джим, Себастьен и я бежали вместе во главе забега. На крутом подъеме по лыжному склону (около 26-го километра) мне удалось немного оторваться от соперников. Джим сидел у меня на хвосте, всего пару минут позади, а канадец (пожалуй, более разумно) снизил темп немного сильнее, дабы сохранить силы на вторую половину гонки.

Концентрация

Первая половина маршрута (50.8км) была преодолена за 8ч 44м — более чем на два часа быстрее, чем в прошлом году, и на час быстрее, чем в день моего триумфа в 2012-м. Я понимал, что поддерживать такой темп в первой половине гонки может быть небезопасно (все-таки еще бежать более 10 часов, нужно сохранять силы), но я чувствовал себя легко и ноги не давали повода для беспокойства.

Вниз по склону

По истечении первой половины дистанции, бегуны попадают в самое начало маршрута откуда они стартовали и разворачиваются, чтобы преодолеть вторые 80 км. На этой станции поддержки я заправился, оставил зарядку для своих часов-навигатора, взял айпод с наушниками (с русской попсой из 90-х; так бы я никогда это не слушал, но на гонках старые добрые Руки Вверх каким-то непонятным образом очень даже помогают) и направился обратно на тропу.

После разворота на середине дистанции я почти сразу увидел Джима, бегущего навстречу к контрольному пункту. Он отставал всего на 8 минут. Когда мы пересеклись на тропе он сказал, что выбывает из гонки. Мы оба остановились. Джим сказал, что с самого начала чувствовал себя не на все 100, видимо сказались его изматывавшие гонки весной и летом. И еще он посетовал на слишком высокий темп в первой половине нашего забега. Я посоветовал ему отдохнуть немного на пункте поддержки и вернуться в гонку, но его забег был завершен. Часть бегунов изначально должна была преодолеть только половину нашей дистанции, и Джиму засчитали 3-е место среди финишировавших 80-ти километровую гонку.

Джим выходит из гонки на 82-м километре

Себастьен на тот момент был всего в 25 минутах позади меня. Это небольшое отставание и хорошая стратегическая позиция для атаки во второй половине забега. Он выглядел свежим, и я понимал, что снижать темп мне пока никак нельзя. К счастью, мое самочувствие пока оставалось отличным.

Я бежал один уже больше 10 часов (еще с 26-го километра), и с наступлением темноты мое внимание начало рассеиваться. Громоздкий металлический скелет пустой канатной дороги отбрасывал причудливые тени на мою тропу. Один посреди ночи, полуголый, под яркими звездами я бежал по высокой траве на вершине лыжного склона, и вдруг начал смеяться. Я почувствовал себя героем компьютерной игры: то, что меня окружало, казалось не настоящим. Что я здесь делаю? Как меня угораздило этим всем заниматься? Кому может прийти в голову бегать сутками по ночам в лесу, да еще вверх-вниз по лыжным склонам? Я чувствовал себя как ребенок, который делает что-то без логических причин, просто следуя какому-то первобытному внутреннему компасу, позволяя ему вести меня по жизни…

Вдруг мое внимание резко сфокусировалось на темном силуэте стоящем у моей тропы, всего в нескольких десятках метров впереди. Завидев меня силуэт начал… громко петь и играть на гитаре! Пробегая мимо я понял, что это люди из приближающейся станции поддержки решили таким образом «подбодрить» уставших спортсменов, сделав им такой оригинальный сюрприз ночью на одном из самых сложных участков гонки.

Здесь нужно добавить, что уровень организации подобных сверх-марафонских гонок здесь, в США, невероятно высок. Каждый пункт поддержки — это настоящий буфет с десятками разных напитков и блюд, на любой вкус. Все продумано до мелочей: ночью больший акцент делается на горячие супы (для замерзших), чем дольше идет гонка, тем больше выбор высоко-углеводных блюд. Я слышал, что некоторые станции даже имели пиво и свеже-приготовленный бекон в меню…

Вернемся к гонке.

В районе 122-го километра (еще один разворот маршрута) я снова увидел Себастьена и подсчитал, что мой отрыв увеличился до 45 минут. Оставалось бежать всего лишь еще один марафон — 42 км.
Такой отрыв на финальном отрезке был уже более ощутим, и я принял стратегическое решение — немного замедлиться чтобы обезопасить себя от форс-мажора и максимально снизить риск неожиданной травмы или неверного поворота.

После последнего пункта помощи мне оставалось всего 10 километров до финиша, но на тропе в этом отрезке было полно глубокой грязи, и мои кроссовки для асфальтовых покрытий к таким условиям совсем не располагали. Во время многочасового бега ступня спортсменов может увеличиваться на несколько размеров. Я решаю эту проблему эластичными шнурками, которые с увеличением стопы растягиваются немного и позволяют финишировать гонку без затрат времени на смену обуви (и еще они не развязываются). Но если бежать по глубокой грязи, то часто нога может просто выскочить из кроссовки и обувь приходится руками вынимать, вернувшись за ней прыгая на одной ноге (в начале гонки пару раз мне пришлось это испытать).

На последнем отрезке мне удалось удержать неплохой темп, и за 3-4 километра до конца я уже знал, что канадец меня точно не догонит.
Я посмотрел на часы: общее время гонки — 19 часов и 40 минут. Я не знал точно сколько было еще бежать до финиша, но он был наверняка уже близко. После моей победы в 2012-м году (21 час 34 минуты), я прикинул, что при идеальных погодных условиях и с обстоятельной подготовкой можно будет финишировать быстрее чем за 20 часов. Но во время гонки я совсем забыл про эти амбиции, т.к. был полностью погружён в битву с быстрым канадцем.

Последние пару километров я бежал быстро (по крайней мере для 160-километровой гонки). До последних минут не был уверен, что получится уложиться в 20 часов. Но все получилось. Результатом доволен: гонка прошла без травм, сбоев и неожиданностей, и удалось финишировать за 19 часов 56 минут.

Как я и ожидал Себастьену удалось немного сократить отрыв, и он финишировал 37 минут после меня. Хорошей иллюстрацией нашего с ним темпа является время на финише бегуна, занявшего 3-е место (Джек Рэйон): 25 часов 38 минут, что более 5-ти часов позади финиша Себастьена.

20 человек финишировали все 163 километра в этом году (всего 3 женщины). Выбывших оказалось 55% (снова больше половины). И это при идеальных погодных условиях. В прошлом году 73% бегунов вынуждены были сойти с дистанции!

Для многих участников единственная задача — просто финишировать всю гонку. Но здесь, на VirgilCrest100 — это очень не просто сделать даже профессиональным спортсменам. После победы в 2012-м году я сошел с дистанции в 2013-м, и то же самое случилось с Джимом Блэндфордом: после победы в прошлом году ему не удалось закончить гонку в 2014-м. Этот маршрут требует уважения и тщательной подготовки.

Настоящим героем прошедшей гонки оказался Джим Портер (54 года), который финишировал гонку последним. Это был его первый в жизни финиш 100-мильного забега. В прошлом году ему пришлось сойти с дистанции после преодоления 106-ти километров. В этот раз он прошел через все 163 км, на что ему потребовалось 36 часов 20 минут! В конце его одиссеи температура начала снижаться и пошел дождь, но он продолжал двигаться к цели. Последние 40 километров заняли у него девять с половиной часов. Невероятная сила воли. Джим показал истинный дух ультра-марафонцев.

Джим Портер на финише

Еще один герой — Джулия Гудэйл.

Я впервые встретил ее во время тренировки на одной из гор недалеко от Нью-Йорка, всего несколько недель до гонки. Она сказала, что готовится к ее третьей попытки покорения VirgilCrest100. Я видел ее бегающей по той горе целый день, в полном снаряжении, как во время забега. Ее позитив и несгибаемость духа напомнили мне, что сам процесс важнее результата в подобных гонках. Главная награда — чувство победы над своими слабостями и сомнениями, чувство закаленности характера после многих недель тяжелых тренировок, чувство гордости за свою смелость и силу духа.

Джулия на маршруте

Джулия начала гонку отлично, но на середине маршрута умудрилась заблудиться, а после возвращения на трассу ее желудок отказался принимать заготовленное питание. После 90 километров она не вписалась в установленный регламентом график и ей пришлось выйти из гонки и в этом году.

На следующий день она все равно во всю улыбалась и увлеченно рассказывала всем о своих приключениях. Говорит, что было очень весело, и что она обязательно вернется в следующем году в четвертый раз пытаться покорить VirgilCrest100.

ПИТАНИЕ:
Перед гонкой: сыроедческий шоколад, фруктовые соки, бананы.
Во время гонки: в основном апельсиновый сок, несколько спортивных гелей (полужидкий сахар), соки, пара веганских спортивных батончиков, пара стаканов спортивного напитка.

Директор гонки был готов к моему визиту и запасся огромным количеством фруктов!

Плоды победы.

ЧТО ДАЛЬШЕ:
Связываюсь со спортивными и продуктовыми компаниями в поисках спонсорства. В США внимание к ультра-марафонским гонкам выросло в десятки раз за последние несколько лет, и наиболее выдающиеся спортсмены могут похвастаться неплохими контрактами с известными спортивными (и не только) брэндами.

В планах на ноябрь — участие в санкционированном федерацией легкой атлетики США забеге на 24 часа в Нью-Джерси. Буду пробовать силы в так называемом «суточном беге».